Вот так бывает!
То, что рядом, может долгое время быть недоступным. На все воля Божья.

 

В первый раз я услышал о батюшке Михаиле Макееве во время Великого Крестного хода в 2016 году. Мне, тогда, крестоходцы посоветовали съездить и оставить фото для истории. Время шло, но случай побывать в Селище, Барышевского района, Киевской области все не представлялся. А я все чаще и чаще слышал от окружающих: «А вы бывали у старца о. Михаила?»
К нему многие ехали за благословением перед принятием сана, ехали просить благословение на брак, на бизнес, ехали объятые унынием и скорбями, ехали, когда не знали, как поступить.
Я надеялся на случайную встречу, но таковой не было.
Потом я услышал очень теплый рассказ иерея Антония Боровика о батюшке. И настоятельный совет посетить батюшку. Рассказывал мне о нем и протоиерей Сергий Таран из Березани. У меня даже в планах было поехать вместе с ним к батюшке, но не сложилось.  Все как-то откладывалось и откладывалось.

А расспросить у такого многоопытного священника было о чем! Нету у нас пока ни одного государственного органа такого, куда бы ты пришел, как в церковь и получил помощь духовную. Та и не было никогда! Даже при царе батюшке.

Искушения не проходили даже после того, как собрался уже ехать. И тогда я решил опубликовать анонс поездки, чтобы это было нужно не только мне.
Сработало! Господь управил, я лично дозвонился к батюшке и услышал: «Завтра приезжай!»
Завтра я был не готов…
И попросил разрешения приехать в воскресение, чтобы побыть на службе.

Накануне, вечером в субботу перед тем, как ложиться отдыхать я заметил хакерскую атаку и боролся с ее последствиями до четырех часов утра. Прилег всего на час. В 5-30 я уже ехал по маршруту, по которому в 2016 шел когда крестный ход. То ли от последствия хакерской атаки, то ли из-за того, что перед самым выездом я сменил телефонную симку телефон не работал, навигатор не определял мое место нахождения. Где поворот на Селище я не знал. Дорожные знаки отсутствуют. Надеялся на Бога и на то, что люди подскажут. Уже в Борисполе увидел машину полицейских и решил спросить у них. Полицейские Олег, Виктор, Назар и Александр, дай Бог им здоровья и любви в семьях, услышав, куда и к кому я еду, не только рассказали, как ехать, а подключили мой телефон через вайфайку к своему и таким образом установили связь с навигатором.
— Только не отключай! — сказали они.
Оказалось, поворот-то был в ста метрах всего! Мог и проехать мимо…
Уже через полчаса я подъезжал к храму.

 

Село, с простым названием Селище, расположено на левом берегу тихой и спокойной реки Трубеж, основной артерией пресноводной артерией Барышевского района. Вблизи села археологи обнаружили остатки поселений эпохи раннего железа (V-IV вв. до н.э.), зарубинецкой культуры, древнерусского городища (IX-XI вв.), а само село основано в середине XVI века.
По состоянию на 1885 г. в бывшем государственном и собственническом селе Барышевской волости Переяславского уезда Полтавской губернии проживало 1396 человек, насчитывалось 262 дворовых хозяйства, существовали православная церковь, 2 постоялых дома, лавка, 54 ветряных мельницы, маслобойный завод. Православная церковь в селе появилась еще в XVII веке.
А 1910-1914 годах, земельные козаки, проживающие в селе построили лучший в округе храм, создав необычный образец козацкой культовой архитектуры начала ХХ века — пятиглавая Свято-Георгиевская церковь, получившую народное название «козацкая». С тех пор в селе было два действующих храма.
Но Советский период не пощадил храмы. Новую церковь закрыли в 1917 году, сделав из нее зернохранилище и склад, а старую — разобрали вовсе в 1929-м.

Во время оккупации немцами, в 1942году богослужения в храме возобновились. Настоятелем церкви долгое время был Антоний Трипольский. После его смерти церковь оказалась без пастыря и несколько лет вновь стояла закрытой.
Тогда действовало правило — если в храме не идет более двух лет – его передавали государству, а на деле уничтожали.  Хрущев пообещал всем показать последнего попа. Чиновники тоже хотели передать и эту церковь государству.  Да не судилось. Верующие не дали этого сделать.
В 1965 году началась новая эпоха в жизни села и Свято-Георгиевской церкви – настоятелем назначили молодого священника Михаила Макеева. С тех самых пор он и служит в этом храме Богу и народу православному.

Макеев 1965

Отец Михаил Макеев с супругой Лидией и детьми — Николаем и Анной. 1965 год.

О его житие можно смело книгу писать. Он родился в день памяти Святого апостола и евангелиста Луки, 31 октября 1933 года. Пережил и страшные голодовки и войну и страшные гонения безбожников на церковь и священнослужителей.
Много чего видел, много пережил и никогда ему не было легко. Не любят у нас тех, кто помогает людям, кто правду говорит, кто обличает злодеев, кто не хочет мириться с несправедливостью, кто отстаивает веру и искренне молится Богу не только за себя, а и за весь народ православный. Но Господь берег его, и козни врагов обращал в победы над ними. Это только на плакатах советской эпохи можно увидеть, что попы ничего не делают, ездят на дорогих машинах, едят из серебряной посуды. А мне даже страшно себе представить, сколько труда и сил надо, чтобы просто содержать храм в чистоте.

Когда приехал в Селище, увидел полуразрушенный храм. Окна выбиты, крыша протекала, а под куполом жили летучие мыши, летавшие по церкви во время служб. Село было бедным, спонсоров богатых не было и батюшка Михаил сам возрождал святыню. Помогали односельчане, помогали и другие приходы, кто чем мог.  Вот уже 57 лет на одном месте служит батюшка!  Живет очень скромно в скромном домике рядом с церковью.

Не только этот храм батюшка отстроил и обустроил, но и сгоревший в 2010 храм во имя святого Николая Угодника в селе Лозовой Яр, где с 1959-1965 г он начинал еще совсем молодым священником. Третий храм батюшка открыл и обустроил в 95 колонии строгого режима в пос. Березань и четыре года проводил там службы.
Батюшка Михаил встречался и общался с очень многими знаменитыми людьми. К нему всегда рекой текли и текут люди за словом Божьим, за благословением, за помощью. Несмотря на почтенный возраст, он не прекращает молитву и служит литургию сам в полном объеме. И для каждого находил и находит слово для утешения. Он автор 8 книг, последнюю «О бескровном мученичестве иерея Божия» с дарственной надписью получил и я. Но это уже было потом. А пока…

Все фото этой галереи заботливо собраны Сергием Фрич и взяты мною с его сайта http://fotopaterik.org

Я таки не успел приехать до начала литургии. Подъехав к храму перво-наперво отнес на кухню все купленные продукты на деньги, которые люди решили отдать в помощь батюшке. (еще перед поездкой я позвонил и спросил не надо ли чего купить). Екатерина Васильевна, известная уже даже в Новой Зеландии, хозяйствующая на кухне осталась довольна! Просила всем кланяться. Там много чего надо. К батюшке едут паломники отовсюду. Их надо кормить.

Потом вынул приготовленные распечатанные записки с именами, о которых меня просили передать батюшке для молитвы и пошел с ними просить благословения. Когда зашел в храм, все мои переживания остались за дверью.
Служба уже шла. А люди, увидев меня обвешанного аппаратурой, добродушно улыбались мне. Почему это было так, я не понимал. Обычно, когда я приезжал в незнакомый мне храм люди всегда относились насторожено. Мне сказали, что я могу зайти в алтарь, где я и встретил отца Михаила Макеева.
До этого момента, начитавшись о нем и насмотревшись о нем фильмов, я почему то представлял его грозным священником, а меня встретил добрейшей души человек от улыбки которого тепло разлилось на душе и все мои страхи унеслись под своды старого намоленого храма. При этом он очень придирчиво окинул меня, покачал головой, глядя на увешанного аппаратурой толстого дядьку.

Батюшка взял у меня все записки, внимательно их прочитал, кое на каких, зачем то оторвал уголочки, пометив как бы. Остаток средств, переданных мне для батюшки, отдал ему.
Батюшка благословил меня снимать, но увидев его смущение, я вышел из алтаря, чтобы не мешать ему молиться. Главное — это молитва, а фотография может и подождать.

Но на этом искушения не окончились. Что-то случилось с видавшим виды стареньким фотоаппаратом. Он перестал принимать «отверточные» объективы. Работал только с теми, у которых есть свой мотор. Уже позже, приехав домой я обнаружил, что и даты создания файлов он также указывал не правильные, хотя буквально за день до этого все было в порядке. По логике и опыту скажу, что скорее выйдет из строя мотор самого объектива, а  «отверточные» будут работать надежно.
Слава Богу, в запасе был объектив со встроенным мотором. То, что у тебя что-то не так не должен видеть никто. Ты приехал снимать историю, и ты обязан выполнить свое задание, несмотря ни на какие трудности. Помолившись и попросив Скоропослушницу о помощи, установив видеокамеру на штатив, я потихоньку снимал и портреты прихожан и моменты самой литургии.

Служба прошла как одно мгновение, на одном дыхании. После нее батюшка отслужил панихиду, в том числе и по тем, кто был указан в привезенных мною записках. Потом батюшка вышел на амвон и к нему вереницей потянулись люди.

К нему многие едут как к экстрасенсу, надеясь на какое то чудо, а он таким не является. Он молитвенник, он исповедник, он батюшка. В самом лучшем понимании этих слов. Некоторые обижаются на его иногда резкие слова, но ведь и у врача есть горькие пилюли. Он лекарь душ, если пациент сам того желает и прислушивается духовной диеты. Некоторые думают: «Вот я тебе денежку заплачу, а ты мне чудо сотвори». Но в действительности такое только в кино показывают. В жизни все наши беды от того, что не тому Богу служим, элементарно не исполняем заповедей Его, и иногда и воюем против Него. Богу не нужны деньги, ему нужно, чтобы ты человеком стал! А ценность человека определяться тем, что он дает другим, как он действует — во имя добра или приносит зло окружающим. Богу нужно, чтобы ты душу свою подготовил для Царствия Небесного.
А твои успехи в бизнесе, спорте, в политике — это все суета-сует и удовлетворение собственной гордыни, если они не служат во благо общества.
Власть, деньги, талант, красота — даются человеку во испытание искушением. И далеко не каждый сможет выдержать их.

Митрофорный протоиерей Михаил Макеев выдержал. Он идет горнилом жизни не сгибаясь, не кланяясь, не ищет должности, выгоду, а ищет возможности, как помочь людям, как служить Богу и не предавать Его несмотря ни на что. Он является примером служения для очень-очень многих, включая и высших иерархов. Батюшкин опыт жизни уникален и он дает ему право и возможность советовать, как надо правильно поступать в тех или иных случаях. К нему, пережившему и гонения властей и смерть своих близких, несмотря на все трудности, восстановившему для общества храм Божий, не сломившемуся под тяжестью испытаний и дарящему каждый день людям надежду и веру, едут и будут ехать со всех концов света.

Среди был и Федор Аркадиевич Зернецкий, знаменитый  архитектор, антиквар, меценат,  с дочерью Елизаветой. 30 лет назад они встретились во время поездки в Иерусалим. Потом в 1999 году случилось горе. Из церкви у отца Михаила украли ценные иконы. Так получилось, что эти иконы попали к Федору Аркадиевичу, как к специалисту по торговли антиквариатом. И он вернул батюшке украденные иконы.

И вот теперь Господь, через больше чем 20 лет, опять дал возможность им встретиться. Он просто увидел мой анонс поездки, бросил все дела и таки поехал.
Вот так бывает! Живешь рядом, крутишься, суетишься и не встречаешься с теми, с кем очень легко на душе.
В этот раз Федор Аркадиевич привез с собой в подарок батюшке старинную огромную лампаду.
Храни Господь всех жертвователей и помощников. Да не оскудеет рука дающего, здравие и любовь пусть живут вечно в домах их.

Федор Зернецкий с дочерью Елизаветой

Федор Зернецкий с дочерью Елизаветой

 

Здесь видео:

В одной из могильных ниш, принадлежавшей Зверинецкому игумену преподобному Клименту (+1092), нашли небольшую металлическую икону овальной формы, размером примерно 10,4?8,7 сантиметров. Метал покрывал защитный слой эмали, поверх которого был образ Богородицы Одигитрии, очень напоминавший Тихвинскую икону, издревле почитавшийся на Руси. Найденная икона оказалась поврежденной временем и условиями в которых находилась.

После обретения святыни было засвидетельствовано несколько чудесных исцелений, и образ стал почитаться как чудотворный. В 1915 году Святейший Синод по ходатайству князя В.Д. Жевахова (в будущем священномученик Иоасаф) признал икону общерусской святыней и назвал ее «Зверинецкой». Образ торжественно перенесли в соборный храм Свято-Троицкого Ионинского монастыря, где поместили над царскими вратами. Для иконы было сделано серебряное обрамление высокохудожественной ювелирной работы.

Недолго верующие киевляне и паломники имели возможность молиться у новоявленной святыни. В 1930-х годах, как и в случае со многими храмами в СССР. Ионинский монастырь и его Зверинецкий скит были закрыты безбожной властью. След Зверинецкого образа был утрачен, и много лет об иконе было ничего неизвестно.

После обретения духовной жизни в Ионинском монастыре, братия молилась об возвращении утерянной святыни, и Господь услышал молитвы монахов. Случилось это так. В одном из номеров монастырского издания «Ионинский листок» был напечатан рассказ об иконе и ее фотография. Этот выпуск попал в руки отца Михаила Макеева, узнавшего образ, у которого ежедневно молился. Опытный священник увидел в этом особую милость Бога, позволившую столько лет молиться ему перед чудотворным образом. Понял отец Михаил и волю Господню: пришло время вернуться Пресвятой Владычицы в монастырь.

26 октября 1999 года он передал чудотворную Зверинецкую икону в ее родном серебряном окладе в Свято-Троицкую обитель. В то же время была предпринята реставрация изображения.

С того момента «Зверинецкая» икона вновь заняла свое почетное место над царскими вратами соборного храма. А после утверждения Зверинецкой обители как отдельного монастыря икона была передана им.
Ы 2000 году Священный Синод УПЦ установил празднование в честь образа. Радуются православные христиане, которые теперь имеют возможность молиться перед чудесно найденным образом и приходить к святыне.

Зверинецкая икона Божьей матери

Зверинецкая икона Божьей матери

 

Все и в храме и возле храма здесь устроено уникально. Даже кладбище, находящееся прямо за церковной оградой. И честно:  я согрешил. Я позавидовал лежащим там — они каждый день могут слышать службу Божью. Далеко не на всех наших кладбищах есть действующая церковь.
На кладбище отслужили литию по усопшей матушке Лидии, прожившей с батюшкой всю жизнь, о усопшем сыне Николае и рабе Божьей Харитине. Служил отец Димитрий Прокопенко, живущий рядом и часто приезжающий к батюшке в помощь и дьякон Павел. Оба они служат в соседнем селе Дерновка. Рядом были только самые близкие люди.

А после была общая трапеза. Трапезная находиться в скромном домике рядом. Стены украшены грамотами, коими награжден батюшка и фотографиями. Во время трапезы, нарушая пословицу «Когда я ем я глух и нем», все трапезники трапезничают молча и внимательно слушают чтеца, который по благословению батюшки читает из жития святых или творения святых отцов, примерно так как это заведено в древних монастырях. После трапезы люди деляться своими мнениями, рассказами.
Жизнь в селе имеет свои прелести, недоступные городским жителям.  Все овощи настоящие, свежие, настоящим запахом и вкусом безо всяких тебе добавок. Две хозяйки Мария и Екатерина Васильевна порадовали гостей прекрасно приготовленными блюдами.

После трапезы паломники стали разъезжаться. Самый востребованный в этих краях транспорт — велосипед. Те, кого батюшка благословил, остались. Недалеко от церкви есть дом, где можно переночевать. Остался и я, желая посмотреть как можно больше.

Прихожане рассказывали, что обычно после этого батюшка общался с приехавшими к нему людьми, отвечал на их вопросы и советовал, как надо поступать в том или ином случае.  «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28).  Если другие батюшки успокаивали и «гладили по голове», то о. Михаил мог и поругать сильно за нерадивость. Но делал он это не злобно, а от любви к человеку и обязательно подсказывал, где человек ошибся, почему та или иная беда приключиться могла.

И я надеялся, что батюшка ответит на привезенные мною вопросы. Но отвечать на присланные вопросы благословили отца Димитрия. Он опытный уже не только как священник, но и как человек семейный — отец восьми детей. Батюшка вроде бы как пошел отдохнуть, но я все время чувствовал, что он слушает, через открытое окно, о чем говорят. Он все время был с нами.

Потом до меня, кажется, дошло, почему так произошло — батюшка сам не видел человека в живую и не общался с ним. А отвечать на вопросы, написанные неизвестным ему человеком, это все равно, что пробовать лечить человека не зная его анализов, не имея возможности самому продиагностировать больного.

Привез я батюшке Михаилу Макееву и подарок от архиепископа Обуховского Ионы (Черепанова). Целый набор журналов «Отрок» для церковной библиотеки. За что батюшка просил меня кланяться и передать свое отеческое благословение владыке и всем, кто создает этот уникальный журнал. Батюшка давний почитатель «Отрока!, который на своих страницах затрагивает  непреходящие темы, а владыка Иона — главный редактор журнала.

Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий и Иона, архиепископ Обуховский знакомятся с содержимым журнала "Отрок"

Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий и Иона, архиепископ Обуховский знакомятся с содержимым журнала «Отрок»

Трудно сейчас стало в селах с книгами.  И в тоже время многие сегодня выбрасывают их. Если кто может помочь и желает их пожертвовать для сельской церковной библотеки, в конце статьи есть адрес куда можно высылать книги. Батюшка просил духовную литературу, различные фотосборники по краеведению, истории, серьезную художественную литературу, которая несете в себе любовь к людям и своему отечеству.
Трудно сейчас во многом выживать нашим приходам. Основные прихожане пенсионеры и денег у них очень очень мало. Не любит государство пожилых людей. большинство из них получают нищенскую пенсию, меньшую за прожиточный минимум. Спасают только свой огород и родные, которые могут помочь.
Многое множество сейчас и денег и материалов требуется на ремонт храма. Много работы для тех, кто захочет приехать и потрудиться во славу Божью.

День промелькнул как одно мгновение.
Начиналась вечерняя.
Молились в домике у батюшки.
Вот так когда-то в детстве я присутствовал на таких молебнах в доме у батюшки. Это что то необыкновенное! Из интересного, молитвы читались не подряд, как написано в молитвослове, а Дарья, жена диакона Павла, давала каждому читать одну из молитв, избранных батюшкой Михаилом отдельно в определенном им порядке. А батюшка молился за всех нас и за тех, кто указан в записках. Это была действительно общая молитва. Та тихая молитва, которая достигает Небес. И когда приходила твоя очередь читать, ты чувствовал ответственность за порученное тебе дело, ты думал уже не только о себе, но и о других людях, ты просил здравия и благоденствия всей стране и всему народу православному, просил умиротворения, терпения и силы вынести все испытания, подаренные Господом.

 

Ранним утром я проснулся без будильника. Мы снова собрались в домике у батюшки и началась утренняя служба. И снова служба была необычная. С акафистом. В этот раз читали акафист Успению Пресвятой Богородицы.
И снова, как и накануне Дарья, давала каждому читать молитвы и главы акафиста.
«Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Богородице, присно спасаеши и славящих Тя от всяких напастей и бед свобождаеши; темже и благоверным людем, присноблажащим Тя, победы на сопротивныя даруй и вся ко спасению прошения нам подавай, о сем молящимся Тебе и поющим Богу: Аллилуиа».

Вот так молятся монахи. Если бы вот так же молились люди дома. Всей семьей!

 

После службы Божьей — работы по хозяйству. Работы ОЧЕНЬ много. Хозяйство большое. А помощников мало. Туда бы по большому счету сейчас стройотряд целый и материалы строительные, да всем некогда… И трудятся во славу Божью и не жалуются девушки, находятся рядом с батюшкой иногда беря на себя те работы, которые и мужикам то не под силу. И еще успевают молиться за нас грешных и радоваться жизни. Благослови Господи и дай силы, здравия и долгих лет благостной жизни рабам Божьим Марии, Дарье, Екатерине и всем-всем труждающимся и помогающим церкви и слугам Твоим.
Благодаря таким как они, церковь стояла и стоять будут веками и никакая сила ее не одолеет.

Mikhail Makeev 0095

Работы по хозяйству

Люди делятся не тех, кому хорошо, на тех, кому плохо и на тех, кому хорошо, когда другому плохо. А есть те, кто просто дарит свет другим ничего не требуя взамен.

Митрофорный протоиерей Михаил Макеев — истинный светоч и пастырь душ наших.
Я покидал Селище с легкой грустью и надеждой обязательно вернуться сюда и рассказать больше о жизни этих удивительных, поистине сильных духом людей, каждый день совершающих подвиг ради славы Божьей. Рассказать об этом удивительном острове веры среди бушующего океана страстей в объятой войной многострадальной стране. Наши батюшки, как маяки, высвечивают путь и дают надежду страждущим на спасение.

Слава Богу за все!

После первой публикации многие спрашивали меня как добираться.
Ехать электричкой Киев-Яготин, Киев-Гребинка, до Барышевки, а там или пешком или же попуткой или на такси.
Есть еще один способ: от м. Лисова через Селище ходит маршрутка на Барышевку.
Ну и самый лучший — это автомобилем
Вертолетное движение и метро пока туда не организовали.
Но раньше чем туда ехать, лучше всего я думаю, написать письмо и получив благословение, можно отправляться в путь.

 

Адрес куда можно послать помощь:
07521, Киевская обл. Барышевский район, с. Селище, ул. Ватутина, 1
Свято-Георгиевская церковь
для настоятеля митрофорного протоиерея Михаила Макеева

старинная икона Архистратига Михаила

старинная икона Архистратига Михаила

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим митрофорному протоиерею Михаилу, протоиерею Димитрию, диакону Павлу, Марии, Екатерине, Дарье и нам грешным, Защити, Архангеле, нас от всех врагов, видимых и невидимых. О Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся с нами, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их яко прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егды услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, святого пророка Илии и всех святых великомучеников: святый мученики Никиты и Евста-фия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших, и всех святых Небесных Сил.

О Господень Великий архангеле Михаиле! Помоги митрофорному протоиерею Михаилу, протоиерею Димитрию, диакону Павлу, Марии, Екатерине, Дарье и нам, грешным рабам твоим, и избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избави нас навсегда, молниеносным мечом Твоим отжени от нас духа лукавого, искушающего и томящего нас  и сохрани нас в здравии духовном и физическом, укрепи в вере православной, чтобы жила она ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Здесь галерея снятых мною и Марией (она мне и здесь успела помочь) фото.  Чуть позднее дам ссылки на видео.
Уезжая, батюшка дам мне гонорар. Такого вкусного гонорара за всою работу я давно не получал! Натуральное молоко, натуральные вкуснейшие фрукты с прицерковного сада и кусок запашного украинского сала!

Сердечно благодарю и низко кланяюсь всем, кто помог мне в этой поездке, всем кто молился, чтобы она была успешной. Простите Христа ради, если что не так, если какое поручение не выполнил в этот раз. Очень надеюсь приехать к батюшке еще.

Добавить комментарий