Быть. Путешествие в легенду. Навстречу к батюшке Зосиме в Свято Успенскую Николо-Васильевскую пустынь часть 1

Совершенно неожиданным образом, как это всегда бывает в нашей жизни, меня пригласили побывать в Свято Успенской Николо-Васильевской пустыни, в монастыре, основанном легендарным старцем нашего времени батюшкой Зосимой.  Приглашал игумен монастыря архимандрит Амвросий.
Рыжеволосый, высокий и статный, очень сильный, с раскатистым голосом монах сразу мне понравился своей открытостью и любовью к людям, струившейся из его необъятной души.  Я сказал, что подумаю.

В Донбасском крае я был несколько раз. В самом Донецке один раз, и то по воле трагического случая. Мои воспоминания были окрашены в темно-серый цвет – кроме Святогорской лавры ничего хорошего я в прошлые свои поездки на Донбасс не видел. Оно и не удивительно. Тогдашняя моя работа не была связана с радостями жизни. Почему я ее и бросил…

О Свято Успенской Николо-Васильевской пустыни и батюшке Зосиме многое слышал, но как говорят в народе – лучше один раз своими глазами посмотреть. И вот я по воле удачного случая еду с трудниками на встречу еще неизведанным ощущениям.

Когда повернули с основной трассы и поехали второстепенными дорогами начал вспоминать тех горе-правителей, отрапортовавших народу, что все дороги в стране отремонтированы аж на 80%. Причем вспоминать их приходилось очень часто не очень льстивыми словами. Льстивые слова  пусть слушают от своих подчиненных, ибо дороги эти казалось не ремонтировали еще с отечественной. Первым делом я думал, что это возможно новая война виновата. Но тут мы догнали машину с дорожными рабочими, наносившими дорожную разметку на совершенно не отремонтированное и похожее на стиральную доску асфальтовое покрытие. Вот оно, знаменитое освоение выделенных средств из дорожного фонда. Все, что мы успели научиться за последние годы – это красть и красить… Жить стало «веселей», но не лучше. И веселуха эта приходит от безысходности. Кто кокаин нюхать начинает, кто водку жрет. А кто мир начал перестраивать и перекрашивать не выучив уроки истории.

Спросите десяток людей, никогда не бывавших на Донбассе, что собой представляет край и восемь твердо ответят шахты, терриконы, уголь, грязь. Еще сызмальства видел в глянцевых в журналах кучи фотографий шахтеров, всегда черных, со светящейся белоснежной улыбкой, а люди рассказывали о их баснословных зарплатах и о том, как они умели погулять на курортах.

Однако же не все так плохо в этом мире.  Именно в такие времена и появляются на Земле подвижники Божьи, люди, через которых Господь указывает каким путем должен идти человек, что делать должен и кому служить. Вот и старец Зосима прошел через горнила испытаний раньше, чем стать путеводной звездой для многих жителей Донецкого края. Да и не только.

В этот раз Донбасс предстал другим. Очень красивые пейзажи плыли за окном как из фильма Nat Geo Wild.  Такие же, как и в других регионах домики с небольшими наделами земли, небогато одетыми людьми и большими ценами на все продукты – на 10-15% выше киевских. Мелькающие за окном автомобиля поля засеяны подсолнечником и кукурузой, да кое где видны следы прошлогоднего рапса. Засевать этими, убивающими почву, культурами местных селян нужда заставляет и каждый год они надеются, что это в последний раз…

Село Никольское достаточно недалеко от границы нынешних противостояний, и мы стараемся еще да темноты попасть туда дабы не нарываться на всякие возможные неприятности. Мало ли какие шальные люди сегодня по полям страны шастают. Оружия немеряно, а правоохренители только делают вид, что блюдут законность, а на самом деле они на нее плевали. Лозунг «Каждый спасайся как может и уповай только на Бога» актуален как никогда.

 

День клонится к закату. Весело подпрыгивая на ухабах наше авто перекатывается с горки на горку. И вдруг… Нет! Этого не может быть!
Словно Ковчег среди пустыни из рыжей почти грязной массы подсолнухов возникает огромный чудный белый храм, тянущийся куполами к синему небу. Я прошу водителя остановиться.
Такого я не видел НИКОГДА!

Да, мне много рассказывали о феномене Свято Успенской Николо-Васильевской пустыни, но теперь я мог увидеть это настоящее чудо собственными глазами.

На Донбассе проживают около 100 национальностей. Жить здесь сложно. Охрана окружающей среды здесь сильно хромает. Люди работают в тяжелейших условиях, а сейчас во время АТО им вообще сложно жить. Разжигание национальной ненависти и религиозной вражды только усиливает сложность сосуществования.
И вот здесь вся надежда на Бога. Более двух третей населения Донбасса причисляют себя к православным из которых почти 98% приверженцы каноничной Украинской православной церкви.

В сороковых годах прошлого века в Донецкой области действовали всего 235 приходов Православной церкви. А в самом Донецке до 1996 года кафедральный собор располагался в молитвенном доме, а в городе не было ни одного храма.
А между тем, Донецкая епархия до революции 1917 года исторически сформировалась из трёх частей. Юг и восток некогда входили в состав Войска Донского, северная часть – в состав Курской, Белгородской и Харьковской епархий России.

С приходом на Донецкую кафедру владыки Илариона ситуация изменилась. Во всех крупных епархиальных городах были построены новые или реставрированы храмы, что сразу же отразилось на количестве прихожан, дав возможность им приобщиться к полноценной молитвенной и литургической жизни.
Началось строительство и возрождение больших храмовых комплексов и монастырей.

Одним из таких мест стала Свято Успенская Николо-Васильевская пустынь.
Митрополит Иларион рассказывал, когда к нему пришел батюшка Зосима и сказал, что хочет в селе построить храм, такой же как в Москве Успенский собор он сначала подумал – не в себе батюшка. Слишком фантастической была мечта.
А вот теперь мы своими глазами можем видеть это поистине одно из чудес Украинской православной церкви. И текут к нему ручейки людей со всех краев, поклониться батюшке Зосиме и помолиться в его обители.

Еще очень давно бытовало народное предание о пришедшем в село монахе, который построит две обители. В 1986 году батюшка Зосима приехал на территорию полуразрушенного храма Василия Великого и жил в обгоревшем сарае.  А в 2002 году в селе было основано им уже две обители.  Уходя с этого мира в вечность, батюшка завещал построить новый храм, такой как Свято-Успенский собор в Московском Кремле и вот мы теперь имеем возможность лицезреть настоящее чудо Свято-Успенский собор Свято Успенской Николо-Васильевской пустыни, построенный по образу и подобию как завещал батюшка Зосима.

Когда я еще только собирался ехать в Никольское некоторые посмеивались. Батюшка обладал тонким чувством юмора и когда основывали обители он сказал «Это обитель, где будет два монастыря, женский и мужской, а посредине построим детский дом!» Таких обителей, чтобы на одной территории было два монастыря — женский и мужской, в мире единицы. Здесь можно увидеть здесь настоящие отношения Брата и Сестры, где нет места похоти, а есть исключительная любовь и взаимопомощь.

Много пережил и пострадал за веру батюшка. Родился в тюремной больнице, всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям его. Стойко перенес все гонения, но не сдался и продолжал служить, продолжал обустраивать храмы, построил богадельню, устроил различные мастерские при монастыре. К нему ехали все. И бедные и богатые, и гонимые и власть имущие. А он оставался на передовой. Оставался по своей сути рядовым сельским батюшкой, доступным для каждого мытаря, для каждого нуждающегося.
«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».
В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Действуют богадельня для тех, кто верой и правдой служил Господу, пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников. Действуют столярная, золотошвейная, швейная, иконописная мастерские, а также мастерские по изготовлению мебели и резьбы по дереву.

Сегодня обитель является настоящим оплотом Украинской православной церкви.

«… Умоляю вас, братья и сестры! Храните святой устав монашеский, единство между собой, любовь, братолюбие; свято исполняйте священные традиции обители, пребывайте в послушании к отцу Наместнику и к матушке Игумении. Господь вас не оставит и по моей кончине и всегда пребудет с нами, охраняя обители от всякого зла. Какое ни случится искушение, – кайтесь и исправляйтесь. Желающих уйти из обители отпускайте как мирян, сняв все иноческие и монашеские одежды.

Отступивших назад не принимайте: они, как иуды, и находятся под вечным проклятием Божиим. Бродячих старцев – иеромонахов, если не будут соответствовать монашескому уставу, принимать не в число братии, а в богадельню.

Еще раз умоляю братьев и сестер хранить единство. Не разделяйте обители! В случае искусственного разделения не подчиняться и быть вместе.

Из гроба посылаю Божие благословение и даю всем целование, прошу ваших святых молитв, и Божия благодать не отступит от вас.

Прошу писать историческую правду о святых обителях и иконах, ничего не искажая, дабы была восстановлена историческая правда моей прошедшей жизни.»…

 

29 августа 2016 года исполнилось 14 лет со дня блаженной кончины основателя Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря схиархимандрита Зосимы (Сокура).

Поклониться могиле старца съехалось много народу. Что поразительно — огромное количество детей. Священники говорили, что уже почитай два года как столько народу не было из-за АТО.

В этот день в селе Никольское в главном храме обители, освященном в честь Успения Божией Матери поминальное богослужение возглавили Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский и Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский.
Красивая служба была! Торжественно и величаво! Хор пел так, что казалось даже ангелы заслушались. В обители существует два профессиональный хора мужской и женский.

Самая старая и самая сильная эмоция у человека – его страх. И самый старый и самый сильный вид страха является страх перед неизвестностью.  Страх человеческий таял, как тает воск свечи превращаясь в Божественное тепло и гармонию, наполняя души и согревая сердца людей, вселяя в них умиротворение и готовность служить Господу.

Моя профессия учит, что нет ни черного ни белого. Но слишком большой контраст может убить детали, убить нюансы, убить красоту. Так и в жизни. Невозможно достичь гармонии использую всего два цвета. Батюшка Зосима умел распознать гармонию во всем к чему он прикасался и созданная им обитель, спасенные души грешников всегда будут помнить о великом старце схимандрите Зосиме (Сокур).

«…Обитель умножается святая наша — братия умножается. Как хорошо: братия мирно, тихо стоят все вокруг престола, круг вечности образовали, молятся. Божественную литургию — литургию мира, литургию любви, литургию единства совершаем. Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть. Ещё кто у нас тут есть? И хохлы, конечно ж, есть, и бандеровцы есть — они добрые наши тоже прихожане. Так что мы не разделяемся по национальному фашистскому признаку, мы все являемся братьями и сестрами, мы все являемся единой семьёй духовной, святой нашей Русской Православной Церковью. И дай, Господи, чтобы эта семья единая духовная нашей обители святой служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись в единую семью Руси Святой и спасались все вместе, как спасались наши деды-прадеды…»

Из проповеди схиархимандрита Зосимы.

И дай Боже еще возможность приехать с благодарностью к батюшке Зосиме за молитвенную помощь и в моих бедах. А у кого их нету!
Слава Богу за все!

 

Всю красоту обители я не описывал, а показал на фото . Здесь размещаю две галереи фото репортажа поминальное богослужение дня памяти блаженной кончины основателя Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря схиархимандрита Зосимы (Сокура).
Поместить все фотографии в одну галерею не получиться. Их много. Сокращать не хотелось, дабы многие видели это благолепие.  Нажав на превью фото откроется большая фотография, которую вы можете скачать себе на память

 

Быть. Путешествие в легенду. Навстречу к батюшке Зосиме в Свято Успенскую Николо-Васильевскую пустынь часть 2